18 февраля 2005 г. гор. Санкт-Петербург
Работники аппарата судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являясь государственными служащими, играют важную роль в осуществлении правосудия.
При этом секретарь судебного заседания, будучи субъектом гражданского и уголовного процесса, выполняет одну из основных процессуальных функций по отправлению правосудия: составление протокола судебного заседания с фиксацией в нем всех существенных моментов разбирательства дела. Протокол подписывается не только председательствующим по делу судьей, но и секретарем судебного заседания, который также несет ответственность за его полноту и точность.
О важности выполняемой секретарями судебных заседаний и секретарями судов работе свидетельствует их перевод в Перечне государственных должностей федеральной государственной службы из категории «младших должностей» в «старшие должности» в соответствии с Указом Президента РФ № 1368 от 27.11.2002г.
В связи с введением в действие в 2002 году нового УПК РФ, КоАП РФ, а с 01.02.2003г. и нового ГПК РФ значительно возросла нагрузка работников аппаратов судов, более сложным и напряженным стал режим работы, в том числе и в выходные дни.
Однако, несмотря на постоянно увеличивающийся объем работы и повышенные требования, заработная плата работников аппарата судов в Санкт-Петербурге остается на низком уровне и не соответствует важности, объему и сложности выполняемой ими работы.
Ежемесячная заработная плата секретаря судебного заседания, финансируемая из федерального бюджета, со всеми причитающимися надбавками составляет 2587-3644 рублей, а при вычете подоходного налога - 2251-3171 руб., что ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Санкт-Петербурге, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 75 от 31.01.2005 года в размере 3354руб., и в три раза ниже, чем у секретарей мировых судей, финансирование которых осуществляется из средств бюджета Санкт-Петербурга.
Также работники аппарата судов поставлены в неравное положение по оплате их труда с работниками органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга.
10 января 1996 года был принят Закон РФ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», гарантировавший социальную защищенность работников аппаратов судов.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Закона РФ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» должностные оклады работников аппаратов судов РФ устанавливаются применительно к должностным окладам работников аппаратов соответствующих законодательных (представительных органов) власти, а в районных (городах, районах в городах) -применительно к должностным окладам работников аппарата глав администраций.
В соответствии с ч, 4 ст. 2 этого же Закона размер денежных поощрений работников аппаратов судов не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.
Закрепленная Законом от 10.01.1996г. гарантия установления должностного оклада и размера денежных поощрений (премий) работников аппаратов судов применительно к должностным окладам работников аппаратов соответствующих законодательных органов и работников аппарата глав районных администраций никогда реализована не была.
Ранее установленные льготы, дополнительные выплаты, социальные гарантии отменены, что привело к уменьшению реальных доходов работников аппаратов судов.
Повышение с 01.01.2005 года стоимости проезда в общественном транспорте, оплаты коммунальных услуг усугубляет материальное положение работников аппарата судов, многие из которых имеют на своем иждивении малолетних детей и престарелых родителей.
Критическая ситуация с заработной платой работников аппарата судов привела к их массовому увольнению.
Так, в 2004г. уволились с работы 267 государственных служащих районных судов. В период с января по февраль 2005года подано уже 90 заявлений на увольнение. В одном только Московском районном суде в январе 2005года уволились с работы 12 работников аппарата суда.
Сложившаяся ситуация именно из-за недостаточного материального обеспечения работников аппарата судов негативно сказывается на работе судов. Из-за отсутствия секретарей судебных не соблюдаются сроки рассмотрения гражданских и уголовных дел, что приводит к нарушению законных прав и интересов граждан.
Непринятие существенных мер по улучшению материального обеспечения работников аппарата судов в конечном итоге может привести к вынужденному приостановлению отправления правосудия в Санкт-Петербурге.
Для устранения указанной критической ситуации необходимо принять незамедлительные меры по существенному увеличению размера должностных окладов работников аппарата судов.
На основании изложенного Совет судей Санкт-Петербурга убедительно просит Правительство Российской Федерации оказать содействие в решении данного вопроса в ближайшие сроки.
Сравнительная таблица
должностных окладов работников аппарата суда (госслужащие), работников общего отдела суда (госслужащие) и работников аппарата глав районных администраций) по состоянию на 01.01.2005г. применительно к ч.2 ст. 1 Закона РФ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
Работники аппарата суда: (штатное расписание) |
Работники аппарата главы районной администрации |
помощник председателя суда-1998руб. помощник судьи -1798 руб. |
советник -9000-9500руб. |
Общий отдел: | |
начальник отдела - 2417 руб. |
нач.отдела 9500-11000р.; |
При этом Законом Санкт-Петербурга для указанной категории работников предусмотрены: надбавки к должностному окладу до 50 % за сложность, напряженность, высокие достижения и специальный режим работы, премии в размере 6 должностных окладов в год, материальная помощь в размере 3 должностных окладов.