В 1989 году был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.
К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.
Однако судьи не ограничились рассмотрением только этих вопросов, стали обсуждать и другие накопившиеся к тому времени проблемы, в частности вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции. Начался процесс самоорганизации судей в сообщество.
В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедева, Министра юстиции Н.Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами и который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.
Первый состав Совета судей Российской Федерации
Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР».
В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из 9 человек.
Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Карцев Гарольд Николаевич.
Заместителями председателя Совета были избраны Бобров Михаил Михайлович, Демидов Владимир Венидиктович.
В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.
Согласно постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 августа 1992 года для оказания более эффективной помощи со стороны Президиума, было произведено раскрепление членов Президиума по регионам страны. Член Президиума, отвечающий за зону должен был оказывать членам Совета судей этой зоны необходимую помощь, держать с ними постоянную связь, информировать их о решениях Президиума, центральных органов власти. Кроме того, члены Президиума в своей зоне должны были представлять Совет судей в исполнительных и законодательных органах власти, в необходимых случаях добиваться лично реализации статуса судей.
К моменту созыва Совета на первое заседание российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России – сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было. Поэтому первое, с чего Совет начал свою работу, была подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Минюстом России был подготовлен проект закона «О статусе судей в Российской Федерации», но он на заседании Совета подвергся резкой критике, так как не содержал гарантий независимости судей, не решал социальных вопросов, был по существу пустым. В результате Совет судей разработал принципиально новый проект, который и был внесен на рассмотрение парламента. При подготовке проекта был поставлен своего рода рекорд: со дня написания первой строчки и подписания его Президентом России прошло меньше трех месяцев. Показательно, что при внесении законопроект подписали не только Верховный Суд Российской Федерации, но и Президент Российской Федерации, а также Комитет по законодательству Верховного Совета Российской Федерации.
В июне 1992 г. законопроект был принят и это стало главным итогом деятельности Совета судей Российской Федерации первого созыва.
Первый состав Совета судей Российской Федерации принял также непосредственное участие в работе над проектом Конституции Российской Федерации по главам о судебной власти, так как был наиболее заинтересован в эффективности правосудия, демократических гарантиях и прав граждан, о чем свидетельствует постановление Совета судей Российской Федерации от 21 мая 1993 г.